Российский туристический рынок: текущая ситуация, тренды и перспективы
Несмотря на все внешние вызовы, российская туристическая индустрия продолжает динамично развиваться
За последние несколько лет российский туристический рынок столкнулся с рядом серьезных вызовов. Пандемия коронавируса и геополитические факторы привели к его существенной трансформации. Но несмотря на все факторы, отечественный туристический рынок уверенно растет. Далее расскажем об основных итогах 2023 года, трендах и перспективах.
Ключевые итоги 2023 года: статистика
Эксперты Российского союза туриндустрии подсчитали, что по итогам 2023 года внутренний туристический поток в России достиг 78 млн поездок, что на 20% больше, чем в 2022 году. Это рекордный показатель, которого удалось достичь не только из-за закрытия многих направлений, но и благодаря системной работе по повышению туристической привлекательности российских регионов, а также улучшению качества предоставляемых услуг.
Выросли объемы и выездного туризма. Всего в 2023 году зарубежный отдых выбрали 8,1 млн человек, что на 16,4% больше, чем в 2022 году.
Всего же туристическая отрасль в 2023 году оказала услуг более чем на 4,3 трлн рублей. Такие данные приводит Росстат. Это в 1,5 раза больше, чем в допандемийном 2019 году (2,8 трлн рублей). Безусловно, основной прирост обеспечен за счет внутреннего туризма, который, к тому же, активно поддерживается государством. Так, с 1 июля 2023 года туроператоры, реализующие туры по России, освобождены от уплаты НДС до 30 июня 2027 года. Также в текущем году 85 регионов РФ получат суммарно 6,2 млрд рублей в виде субсидии на создание и модернизацию туристической инфраструктуры.
Основные тенденции российского туристического рынка
Одна из главных тенденций отечественного туристического рынка – увеличение востребованности событийных путешествий. С каждым годом растет спрос на авторские туры в необычные места, причем это касается как внутреннего, так и выездного туризма. Современные путешественники хотят не просто сменить обстановку, а получить новые впечатления и незабываемые эмоции, погрузиться в необычную для них среду. Поэтому организаторы туров делают ставку на впечатления и гиперлокальный опыт: это касается как программы отдыха, так и кухни, а также мест размещений, учитывающих местную специфику. Например, все большей популярностью пользуются глэмпинги, выполненные в этно-стиле. Такие предложения можно встретить как в нашей стране (например, в Мурманской области и на Алтае), так и за рубежом (в частности, такой вид отдыха популярен в Китае). Другой пример – формирование или поддержание туристического бренда за счет местной идентичности (этно-деревни в Чувашии и Татарстане), локальных продуктов или блюд (рестораны «Соль», Seasons, Fishdealers в Калининградской области).
Растет интерес и к нестандартным видам путешествия. Например, все более востребованным становится караванинг или путешествия в домах на колесах. Данный вид туризма до недавнего времени был диковинкой для нашей страны, однако за последние четыре года стал одним из наиболее динамично развивающихся. Этому способствовало появление относительно доступных предложений на базе российских автомобилей, а также принятие в 2024 году концепции развития автомобильного туризма, предусматривающей, в том числе, создание инфраструктуры для автопутешественников.
Еще одна тенденция – персонализация предложений. Она включает в себя несколько направлений: таргетированную рекламу, целевые страницы, индивидуальные предложения в приложении или на сайте, омниканальное обслуживание. Тем более, с развитием технологий становится проще проанализировать, например, имеющиеся данные о более ранних путешествиях, и на их основе сформировать отвечающее запросу клиента предложение.
Говоря о технологиях, нельзя не упомянуть рост популярности сервисов дистанционного бронирования. Безусловно, уход Booking и AirBNB отразился на российском рынке, но альтернативные варианты (Яндекс.Путешествия, Островок, Ozon Travel и другие) смогли достаточно быстро подстроиться под новые реалии работы. Подобные платформы существенно упрощают процесс выбора отеля.
Упомянув про выбор мест размещения, отметим еще одну интересную тенденцию. За последние годы во всем мире произошел фундаментальный сдвиг в восприятии индустрии отдыха, которая стала полноценным инструментом поддержания и укрепления здоровья. Современные путешественники расценивают отдых не просто как смену «картинки», а как полноценную возможность восстановить силы и в определенной мере решить проблемы со здоровьем. В связи с этим растет спрос на места размещения, включающие правильное питание, SPA, фитнес, а также санатории. Спрос на последние в нашей стране примерно на 50% превышает предложение.
Перейдем к наиболее востребованным направлениям. Основными точками притяжения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, стали Северный Кавказ (Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия), Алтай, Байкал, Мурманская область и Краснодарский край.
По сравнению с допандемийным периодом фокус интереса российских путешественников сместился в сторону ОАЭ, Китая, Индии, Таиланда, Мальдив, Бали, Турции и Египта. Из особенностей данных направлений необходимо отметить, что Китай рассматривается не только как вариант погружения в новую среду, но и для пляжного отдыха и событийного туризма. Последний вариант актуален и для Индии: все больше туристов хотят прикоснуться к тысячелетней истории этой страны. Из республик бывшего СССР россияне предпочитают посещать Беларусь, Армению, Грузию, Азербайджан и Узбекистан.
Перспективы российского туристического рынка
Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозирует, что внутренний турпоток в 2024 году вырастет на 10-15% относительно 2023 года, вплотную приблизившись к 90 млн поездок. С предположением согласны и в федеральном правительстве. Более того, Минэкономразвития оценивает потенциал прироста внутреннего туризма до 140 млн поездок в год.
Достичь таких показателей помогут в том числе и меры государственной поддержки: до 2030 года на национальный проект по туризму планируется выделить более 400 млрд рублей. Эти средства пойдут на создание и модернизацию инфраструктуры: строительство новых и ремонт существующих отелей и санаториев, строительство дорог и коммуникаций к туристическим объектам, создание новых точек притяжения. Кроме того, участникам рынка доступны различные преференции от государства: льготные кредиты и субсидии, льготное предоставление земельных участков, освобождение от НДС.
Прирост зарубежных путешествий оценивается по итогам 2024 года на уровне 7-10%. Стоит ожидать дальнейшего смещения вектора в сторону азиатских стран, в том числе в части событийного туризма.
Выставка MITT как инструмент продвижения
Растущий рынок туризма открывает широкие перспективы перед его участниками, для которых одна из бизнес-задач – найти способ рассказать о себе и своих предложениях максимально широкой целевой аудитории. Одним из наиболее эффективных вариантов решения выступает участие в Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства MITT.
Ежегодно на площадке выставки собирается крупнейшее b2b-сообщество экспертов из регионов России и различных стран мира: в 2024 году участие в MITT приняли 909 компаний из 30 стран и 58 регионов России. Кроме того, в этом году выставку посетило 16 120 специалистов из 59 стран и 83 регионов РФ. При этом 23% посетителей интересовались предложениями в разделе «Глэмпинг», а 14% проявили интерес к разделу «Караванинг».