Итоги заключительного дня выставки MITT 2023
Полезные дискуссии и серия презентаций регионов в последний день, объединивший 14 830 посетителей
Частью деловой программы третьего дня MITT 2023 стал семинар MITT АКАДЕМИЯ. Семинар по правовым вопросам для турбизнеса «СУДНЫЙ ГОД». Модератором мероприятия выступил Вадим Погорелов, главный юрист компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры". Вместе с Максимом Ковалевским, ведущим юристом "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры" эксперт рассказал, как сохранить лояльных клиентов и выигрывать в судебных процессах.
Эксперты поделились с турагентствами, туроператорами и другими специалистами 7 инструментами, которые позволят не потерять до 1 млн рублей в судах.
Одной из рассмотренных проблем стало игнорирование альтернативных способов защиты вознаграждения. Эксперты рассказали: суды идут по пути взыскания агентского вознаграждения. Схема, по которой в договоре указана стоимость туристского продукта, уже не работает. Безусловно, все еще есть судебные решения, при которых суд встает на сторону турагента. Эксперты утверждают: турагенту при первом требовании потребителя не стоит возвращать агентское вознаграждение. Но совсем не реагировать на ситуацию неправильно - стоит соразмерно реагировать на изменения и использовать все правомерные ресурсы, чтобы сохранить свой заработок.
Согласно законодательству РФ, существует пул обязанностей, которые турагент должен выполнить по поручению. Также спикеры подчеркнули: не стоит забывать о дополнительных услугах, которые оказываются турагенту (например, поиск направлений для туриста). "Почему бы такие услуги не монетизировать?", - дополняют специалисты и приводят мораль: турагенту необходимо использовать альтернативные способы защиты. У многих агентов есть практика четкого обозначения своих услуг, и именно у таких компаний, реализующих отдельные услуги, шанс оставить за собой вознаграждение значительно выше.
Вторая проблема - формирование туристского продукта турагентом, а именно игнорирование положений Закона о недопустимости формирования турпродукта лицом, сведений о котором нет в Едином федеральном реестре туроператоров.
Спикеры рассказали: нужно помнить, что если ситуация дойдет до контролирующего органа, подразумевается штраф до 10 млн рублей, а риск заниматься туроператорской деятельностью со стороны турагента неоправдан. Также, отвечая на вопрос из зала, эксперты отметили: дробление услуг на разные договоры точно не изменит ситуацию турагента. Фор мально можно заказать услуги, заключив договоры с двумя или тремя разными поставщиками, но на практике такие дела рассматриваются индивидуально. Специалисты рекомендуют подходить к ситуации именно с формальной точки зрения.
Третья проблема - наличие ряда турагентов, вносящих в договор бесплатные услуги под видом платных. На деле суд может принять на практике решение о взыскании с турагента денежных средств, так как компания должна была оказать услуги по содействию (к примеру, по получению визы). Мораль экспертов: важно обходиться в договоре без актов "доброго содействия". Комфорт клиента и доброта компании могут выйти боком.
Четвертая проблема - признание ненадлежащего исполнения обязательств или создание повода для суда/штрафа из-за некорректной переписки. Специалисты рассказали: часто в судах они сталкиваются с ситуациями, когда турагент вместо взвешенного ответа непродуманной фразой подтверждает, что не предоставил должную информацию и ввел туриста в заблуждение. Мораль: внимательно проверять свои сообщения, перепроверять факты, исключить из переписки информацию о потенциальном штрафе (это нарушение Закона о защите прав потребителя).
Пятая проблема - отсутствие в отношениях сторон согласованных механизмов урегулирования вопросов. Эксперты привели пример: перед заказом турагент отправлял договор, заявки были частично подтверждены. Туроператор в переписке подтвержает возврат и констатирует, что деньги туриста могут быть возвращены. По итогу суд был выигран. Главной целью было доказать наличие фактических отношений с туроператором. Мораль для турагентов от лица специалистов - внимательно относиться к договорам, заключенным с туроператором, учитывая внутренние особенности его работы.
Шестая проблема - предоставление потребителю недостоверной информации о туроператоре. "Ряд туроператоров не заключает договоры со сторонними турагентствами, в таком случае вы являетесь субагентом. Рекомендуем указывать всех участвующих в работе туроператоров в документах, хотя такой шаг не совсем корректен с точки зрения закона. Правоприменительная практика порой отличается от прописанного на бумаге закона. И это часто выручает сторону турагента в суде. Мораль: нужно четкое указание группы туроператоров, если конкретный не сразу известен", - рассказали спикеры.
Последняя сложность - отсутствие доказательств согласования изменений в договоре. Вадим Погорелов и Максим Ковалевский утверждают: очень важно фиксировать такие изменения в документе, так как договор, как правило, истолковывается в пользу того, кто его не составлял. При согласовании эксперты рекомендуют убедиться в однозначном волеизъявлении без сомнительных фраз.
Другим событием Деловой программы заключительного дня стала Серия презентаций туристических дестинаций "День Путешественника на MITT. Вместе открываем Россию и мир". На Большой арене спикеры из разных регионов страны - от Сахалина до Севастополя - демонстрировали безграничные возможности родного края в формате увлекательных рассказов и презентаций. К примеру, зрители смогли услышать о народных промыслах Республики Дагестан, узнать яркие пешеходные маршруты и региональные праздники Мончегорска, изучить точки притяжения в Москве и Московской области, услышать о новых в идах туризма в Севастополе и многое другое.