Итоги MITT 2025: новые зарубежные направления и форматы внутреннего туризма

В Москве с 18 по 20 марта прошло самое ожидаемое ежегодное событие туристической отрасли — 31-я Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства MITT 2025
За три выставочных дня MITT 2025 посетили около 16,5 тыс. человек. В мероприятии приняли участие более 1000 экспонентов из 54 регионов России и 34 стран мира. Среди них — национальные и региональные павильоны, гостиничные сети, IT- и авиакомпании, ведущие туристические операторы, агрегаторы и агентства, и многие другие игроки туристического рынка. В этом году экспозиция охватила 17,5 тыс. кв. м.
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко направил участникам MITT 2025 обращение. Он отметил огромный потенциал России для динамичного развития туризма и индустрии гостеприимства, обусловленный разнообразием климатических зон, уникальными маршрутами и богатым культурным наследием.
«Туристическая сфера обладает мультипликативным эффектом для экономики и способствует развитию более 50 смежных отраслей. По решению Президента Владимира Путина в России продолжается реализация национального проекта “Туризм и гостеприимство”. Поставлена задача к 2030 году увеличить вклад туризма в ВВП страны до 5% и обеспечить рост числа внутренних туристических поездок до 140 млн. В рамках нацпроекта создаются необходимые условия для развития туристической инфраструктуры, в том числе за счёт строительства федеральных круглогодичных курортов проекта “Пять морей и озеро Байкал”, а также подготовки кадров и продвижения национальных туристических продуктов», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Он также выразил уверенность, что обсуждение ключевых вопросов развития туризма на полях выставки внесёт вклад в решение актуальных задач отрасли.
Такие мероприятия, как MITT, способствуют улучшению качества туризма и увеличению турпотока, сказал на торжественной церемонии открытия заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Мохмад Ахмадов. «Крупнейшая в России и ближнем зарубежье выставка уже более тридцати лет собирает профессионалов, готовых представить новые предложения и эффективные решения в сфере индустрии гостеприимства. В настоящее время наблюдается рост внутреннего туризма, который становится все более востребованным благодаря интересу граждан к богатой истории, культуре, традициям, уникальным природным ресурсам нашей страны», — отметил он.
Генеральный директор по вопросам продвижения туризма Министерства культурного наследия и туризма Султаната Оман господин Хайтам Мохаммед Аль Гассани заявил, что столь масштабное событие, как выставка MITT — особое мероприятие для Омана, так как страна впервые принимает в ней участие. «Мы рады раскрыть туристический потенциал нашего направления. Связь Омана и России все крепче, и мы с удовольствием приветствуем туристов из России», — подчеркнул он.
Достигнутые на полях MITT договоренности помогают развитию российского туристического бизнеса, а также укреплению международного сотрудничества, заявил директор MITT Максим Шилов. Он поблагодарил участников выставки за то, что они наполняют экспозицию колоритом своих стран и регионов, а деловую программу — уникальным контентом, который ежегодно привлекает тысячи профессиональных посетителей. «Но самое важное: мы работаем для того, чтобы делать людей счастливее, дарить им эмоции, помогая открывать новые маршруты», — добавил Максим Шилов.
С ним согласен и Вадим Трукшин, генеральный директор Группы Мантера: «Я бы охарактеризовал последние годы в туризме как триумф человекоцентричности. Счастье гостя невозможно без счастья сотрудника – и это один из больших вызовов, стоящих перед всеми, кто трудится в нашей отрасли. Туризм – это не просто индустрия. Это возможность создать воспоминания, которые останутся с нами на всю жизнь. Это экономика, в которой эмоции имеют не только ценность, но и цену».
В течение трех рабочих дней в официальных обходах экспозиции приняли участие представители органов государственной власти: заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Мохмад Ахмадов, заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития РФ Никита Кондратьев, директор центра развития международного туризма, Фонд «Центр стратегических разработок» Юлия Максутова и другие.
С большими возможностями для отдыха и национальным колоритом посетителей выставки знакомили зарубежные страны-участницы, среди которых Индия, Оман, Абу-Даби, Китай, Тунис, Куба, Непал, Венесуэла, Уганда, Малайзия, Кения, Мадагаскар и многие другие. Впервые с 2019 года к MITT присоединился Ирак в лице компании Al Rafidain Travel & Tourism. В этом году особенно масштабную экспозицию представила Турция Национальный павильон, павильоны регионов Анталия и Мугла, павильон крупнейшей туристической ассоциации TURSAB, a также павильон медицинского туризма HEAL IN TÜRKIYE представивший потенциал турецких клиник.
Регионы России продемонстрировали на MITT туристический потенциал нашей страны. Ярко, с национальной музыкой и танцами, были представлены республики Северного Кавказа, предлагающие гостям широкий спектр видов туризма — от спортивного и пляжного до этнографического и научно-популярного. Делегация Камчатского края угощала посетителей блюдами местной кухни и презентовала проект «Паспорт туриста Камчатского края». Представители Ханты-Мансийского автономного округа – Югра знакомили посетителей с рыболовными и оленеводческими турами. Ивановская область провела презентацию своих малых городов и знаменитых народных промыслов.
Особое место в экспозиции MITT было отведено оздоровительному и медицинскому туризму. К этим направлениям сейчас приковано особое внимание из-за переориентации на путешествия внутри страны и интереса к антистресс–отдыху. На MITT свои услуги и программы представили лучшие санаторно–курортные объекты Кавказских Минеральных вод, Крыма, Алтайского края и Краснодарского края. Свои медицинские программы и туры представили участники из Москвы, Ленинградской области, Крыма и других регионов России, а также из-за рубежа. Крупнейший представитель рынка медицинского туризма HEAL IN TÜRKIYE (Турция) познакомил посетителей выставки с самыми престижными больницами и стоматологическими клиниками страны.
Деловая программа MITT 2025
За три дня MITT состоялось более 30 разноформатных мероприятий: тематических сессий, конференций, презентаций, дискуссий и обучающих семинаров. В них приняли участие 265 ведущих спикеров и лидеров мнений индустрии туризма и гостеприимства. Посетили события деловой программы 3,8 тысяч гостей выставки. Ключевым мероприятием деловой программы MITT 2025 стал V Форум лидеров туристической отрасли и индустрии гостеприимства. Это место встречи руководителей туристических компаний, отелей, представителей власти для обсуждения стратегических вопросов развития отрасли. Основной темой обсуждения стали тенденции, которые будут формировать индустрию в будущем.
В первый день состоялась пленарная сессия «Горизонт будущего: вызовы и возможности туризма и индустрии гостеприимства в России». Мероприятие собрало ведущих экспертов, представителей бизнеса и государственных структур для обсуждения актуальных вопросов развития отрасли в условиях современных вызовов и трансформаций. Важным аспектом пленарной сессии стало активное участие первых лиц региональных министерств туризма и гостеприимства. Их присутствие стало ярким свидетельством региональной поддержки инициатив, направленных на укрепление позиций России на международной туристической арене.
В рамках форума на одной из тематических сессий «Туризм 2025: прогнозы экспертов и трансформация рынка в новых условиях» своим видением современных трендов индустрии и прогнозами на будущее поделились топ-менеджеры ключевых туроператоров и турагентских сетей.
Президент Российского союза туриндустрии, гендиректор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский выделил три вектора развития туристического рынка России. Это цифровые технологии и искусственный интеллект, развитие сегмента альтернативных форм размещения, а также путешествия за контентом. Гендиректор Fun&Sun Владимир Рубцов отметил, что в лидеры выездных направлений ворвался Китай. Он назвал топ-10 направлений туризма для россиян: Турция (4,48 млн туристов из России), ОАЭ (1,47 млн), Египет (1,196 млн), Китай (1 млн), Таиланд (935 тыс.), Абхазия (513 тыс.), Армения (320 тыс.), Грузия (244 тыс.), Азербайджан (230 тыс.) и Узбекистан (190 тыс.).
Еще одним заметным событием форума стала панельная дискуссия «Оздоровительный туризм для самого эффективного отдыха. Тренды отраслевого предложения и прогнозы роста 2025». Участники обсудили ключевые тенденции и потребительские тренды этого направления, среди которых: запрос на качественную диагностику и персонализированные программы, увеличение доли «семейных гостей» (с детьми), повышение спроса на короткие путевки и т.д.
На сессии «Тихая гавань турбизнеса 2025: анализ/ финансы/ цифра» представители бизнеса обсудили эффективные инструменты развития индустрии гостеприимства с помощью кредитования, программ господдержки и создания цифровых инструментов: аналитики на основе BigData, внедрения AI-решений в гостиницах и т.д. Руководитель направления по продуктам для госсектора СберАналитика Владимир Куликов рассказал, что туристические поездки по России становятся все более насыщенными — около 25% всех путешествий приходится на составные туристические маршруты, включающие нескольких городов. В 2024 году туристы РФ потратили в поездках больше двух триллионов рублей (+11,2% к 2023 году).
«Туристическая отрасль обладает уникальным мультипликативным эффектом: каждый рубль дохода в туризме приносит 5 рублей в смежных отраслях. Индустрия гостеприимства выступает драйвером развития регионов и ее необходимо поддерживать и развивать», — подчеркнул модератор сессии, исполнительный директор Центра отраслевой экспертизы «Туризм» ПАО Сбербанк Константин Марков.
В ходе проходившей тематической форсайт-сессии Дмитрий Вахруков заявил, что за минувший год России удалось достичь успехов в развитии въездного туризма. «В 2024 году число иностранных туристов, размещенных в гостиницах, выросло больше, чем на треть. Уже видим результаты запуска единого национального бренда Discover Russia. Расширяем в этом году охват проекта – планируем представить отечественный турпотенциал на международных выставках в Пекине, Бангкоке и Дохе. Это возможность позиционирования региона по-новому, которой обязательно нужно воспользоваться» - сообщил министр.
Кроме того, деловая программа MITT 2025 включала следующие мероприятия:
- Тренд-сессия «Текущее состояние и перспективы развития гостиничного рынка и индустрии гостеприимства в РФ: аналитика, законодательство, меры поддержки».
- Экспертная сессия «Глэмпинг 2.0: новый взгляд на устойчивую индустрию».
- Конференция «Тренды развития медицинского туризма».
- Панельная дискуссия «Кадровая стратегия для развития отрасли».
- Сессия «Коммерсантъ» «Точки роста развития туристической инфраструктуры малых городов».
- Экспертная сессия «Автотуризм и экотуризм: синергия для сохранения природы».
- MITT Академия — бесплатный курс для профессионалов турбизнеса.
- Конгресс отельеров «MITT Саммит Отель».
- MITT Digital — конференция, посвященная перспективам использования информационных технологий в сфере туризма и индустрии гостеприимства.
- MITT MICE — образовательная конференция, где разбираются вопросы развития индустрии делового туризма и подготовки мероприятий.
- Школа развития регионального туризма — ее участники познакомились с тонкостями развития туризма в субъектах РФ.
Церемония награждения MITT 2025
Важнейшим событием финального дня стала торжественная церемония награждения участников выставки MITT 2025 на Сбер Арене.
Номинации церемонии:
- «Лучший национальный стенд» — Оман;
- «Лучший новый участник» — HEAL IN TÜRKIYE;
- «Лучшая презентация страны» — КНР;
- «Самый гостеприимный стенд» — Куба;
- «За многолетнее сотрудничество» — Малайзия;
- «Громкое возвращение на MITT» — Гоа и туроператор Al-Rafidain Travel & Tourism (Ирак);
- «Самый яркий дебют в экспозиции выставки» — Мобитрак;
- «Самый активный участник года» — Островок;
- «Самый креативный стенд» — Кавказ.РФ;
- «Самый гостеприимный стенд» — Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
- «Самый посещаемый стенд» — Иваново;
- «Самый колоритный стенд» — Рязань;
- «Самый активный стенд» — Республика Татарстан;
- «За многолетнее сотрудничество» — Санкт-Петербург;
- «Лучшее представление региона России» — Республика Дагестан.
Во время церемонии призы получили победители конкурса «Лучший видеоролик регионов России 2025»:
- 1 место — Удмуртия;
- 2 место — Хабаровский край;
- 3 место — Сахалинская область.
Были также награждены самые активные участники бизнес-сообщества MITT Connect:
- Донинтурфлот;
- «Невские сезоны»;
- MICE Excellence.
Дипломы, отмечающие особые достижения в презентации своего продукта\направления, получили:
- Московская область;
- Абу-Даби;
- Тунис;
- Алжир;
- Мьянма;
- Мастерская гостеприимства.
В рамках MITT уже в пятый раз прошел конкурс MITT Travel Start, посвященный лучшим стартапам туристической отрасли России.
Победителями стали:
- 1 место - Qmodule
- 2 место - TOUCHH
- 3 место - ImSkipper
Партнеры выставки MITT 2025
- Титульный партнер — Сбер;
- Генеральный партнер деловой программы — ГК Мантера;
- Партнер деловой программы — «Островок»;
- Партнер пленарной сессии — г. Севастополь;
- Партнер деловой программы — г. Мончегорск;
- Горный партнер — Республика Алтай;
- Партнер питьевой воды — «Тбау», ГК Бавария;
- Регион-партнер пленарной сессии — Республика Чувашия;
- Стратегический партнер — Республика Дагестан;
- Самый теплый партнер — Кавказ.РФ;
- Стратегические партнеры конференции MITT Digital — Ozon Travel, Travelline, Bnovo, Ростелеком TravelTech;
- Партнер деловой программы — MICE Excellence;
- Партнер деловой программы — Cronwell;
- Партнеры конференции MITT Digital – Цифровой туризм — РЖД – Цифровые пассажирские решения, МойАгент, Hotelbook, Travelata.ru;
- Партнёр конференции MITT Digital – Цифровой отель — Bronevik.com, Суточно.ру, «Яндекс Путешествия», «Авито», Отелло, Hotbot.ai, TeamJet, StayDay.