Выставка MITT 2025 завершила свою работу

Делимся главными итогами 31-й Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT

Сегодня в Москве завершила свою работу Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства MITT 2025 — одно из главных отраслевых событий этого года.

1000+ участников из 34 стран мира продемонстрировали актуальные предложения для разных видов отдыха. Международную экспозицию представили, в том числе, страны СНГ и Ближнего Востока, Индия, Непал, Китай, Венгрия, Куба, Кения, Мадагаскар и другие. Среди экспонентов выставки 30 компаний приняли участие в MITT впервые.

С экспозицией MITT 2025, которая состояла из 17 разделов, в этом году ознакомились 16 427 специалистов отрасли!

Финальный день выставки сопровождала насыщенная деловая программа на нескольких контент-площадках.

Семинар «Устойчивое развитие туризма: национальный и международный опыт»

Частью деловой программы третьего дня MITT 2025 стал семинар «Устойчивое развитие туризма: национальный и международный опыт». На мероприятии спикеры обсудили лучшие практики устойчивого развития туризма регионов РФ и предприятий туриндустрии, представили образовательные программы и методические рекомендации по реализации механизмов устойчивого развития.

Модератором семинара стал Христофор Константиниди, д.э.н., эксперт РАН, руководитель Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН, председатель Комитета устойчивого туризма Делового центра СНГ.

Христофор Константиниди

С приветственным словом выступила Мария Жукова, советник ректора, директор Центра устойчивого развития РУДН: «РУДН уделяет комплексное внимание направлению устойчивого развития в туризме и занимает одни из первых позиций в рейтинге самых зеленых университетов мира, а также других отраслевых рейтингах. Желаю участникам семинара плодотворной работы!».

Наталия Белякова, директор департамента экспедиционной деятельности и туризма Русского географического общества, рассказала о возможностях и перспективах развития устойчивого туризма в рамках РГО. Спикер подчеркнула: важно повышать общий уровень услуг и только после повышать средний чек на услуги. В РГО сегодня, как узнала аудитория, 400+ экспедиций федерального, регионального и международного уровня, ежегодно организуются научно-популярные, этнотуры, экспедиционные путешествия, комплексные и научные экспедиции. Также общество рекомендует 30+ турмаршрутов и объектов показа, организует 10+ собственных туров, поисковые и мемориальные мероприятия, экологические тропы и походы, экскурсии, географическое исследования и другие форматы.

После Наталия Белякова привела итоги экспедиционно-туристического сезона 2024 года, в числе которых:

  • экологическая экспедиция по очистке Арктической зоны Российской Федерации от техногенного загрязнения «Арктика. Генеральная уборка»;
  • линейка собственных научно-популярных путешествий РГО по Камчатке;
  • комплексная исследовательская экспедиция по оценке туристско-рекреационного ресурсного потенциала побережья Азовского моря;

Юлия Максутова, заместитель генерального директора, Центр стратегических разработок, осветила основные направления устойчивого туризма:

  • экологический
  • этнографический
  • морской
  • сельский
  • культурные поездки.

В числе тенденций сегодня:

  • популярность устойчивого и экотуризма
  • интерес к цифровому детоксу
  • интерес к «ретритам тишины».

Как сообщила эксперт, 75% туристов в мире желают ориентироваться на принципы устойчивости; 2,75 трлн долларов составил глобальный рынок экотуризма в 2024 году; 12-14% - ежегодный рост глобального рынка экотуризма. В ТОП регионов, фиксирующих свое внимание на устойчивом туризме, входят:

  • АТР
  • ОАЭ
  • Саудовская Аравия
  • Мексика
  • Эквадор
  • Уругвай
  • Великобритания
  • Испания
  • Португалия
  • Скандинавский п-ов.

Юлия Максутова добавила, что в России сегодня 305 объектов федерального значения, 12 объектов – в списке ЮНЕСКО. Согласно представленной статистике, 18 млн человек в России посетили национальные парки и заповедники в прошлом году (+8% к 2023 году).

Основными регионами экотуризма являются:

  • Ставропольский край
  • Краснодарский край
  • Северный Кавказ
  • Красноярский край
  • Калининградская область
  • Псковская область
  • Архангельская область
  • Республика Бурятия
  • Алтай
  • Забайкалье.

Эксперт представила опрос иностранных туристов: более 72% путешественников из Индии, Китая, КСА, ОАЭ, Омана считают, что в РФ множество уникальных природных мест для посещения, а более путешественников 80% интересуются экотуризмом.

Препятствия развития устойчивого туризма:

  • дефицит инфраструктуры
  • труднодоступность достопримечательностей
  • высокие издержки на транспорт
  • отсутствие законодательно закрепленного определения УТ

В качестве рекомендаций по внедрению практик устойчивого туризма в России были выделены:

  • закрепление концепции устойчивого туризма в законодательстве и создание нормативно- правовой базы;
  • разработка региональных стратегий развития;
  • интеграция принципов устойчивого развития в социально-экономические стратегии регионов;
  • cоздание специализированного ведомства;
  • формирование турпродуктов с учетом «зеленой повестки» и на основе запросов зарубежной аудитории.

О заповедной системе РФ рассказал Денис Вольф, заместитель директора, «Росзаповедцентр». Как заявил спикер, в стране 72 национальных парка, 70 из них в ведении Минприроды России; 108 заповедников, из которых 105 в ведении Минприроды. Площадь ООПТ федерального значения составляет 75,5 млн га, 20,5 млн га – площадь морской акватории ООПТ, 6 млн га – площадь рекреационной зоны.

После Денис Вольф описал общий алгоритм Федерального закона №77 от 18 марта 2023 года.

Устойчивый туризм на MITT 2025
MITT 2025, деловые мероприятия
MITT 2025

Торжественная церемония награждения участников MITT 2025

Важнейшим событием финального дня стала торжественная церемония награждения участников выставки MITT 2025 на Сбер Арене.

Встречайте победителей MITT 2025 в следующих номинациях:

  • «Лучший национальный стенд» - Оман
  • «Лучший новый участник» - HEAL IN TÜRKIYE
  • «Лучшая презентация страны» - КНР
  • «Самый гостеприимный стенд» - Куба
  • «За многолетнее сотрудничество» - Малайзия
  • «Громкое возвращение на MITT» - Гоа и туроператор Al-Rafidain Travel & Tourism (Ирак)

Среди представителей российской экспозиции:

  • «Самый яркий дебют в экспозиции выставки» - Мобитрак

  • «Самый активный участник года» - Островок

  • «Самый креативный стенд» - Кавказ.РФ

  • «Самый гостеприимный стенд» - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

  • «Самый посещаемый стенд» - Иваново

  • «Самый колоритный стенд» - Рязань

  • «Самый активный стенд» - Республика Татарстан

  • «За многолетнее сотрудничество» - Санкт-Петербург.

Награду вручил Марков Константин Георгиевич, исполнительный директор Центра отраслевой экспертизы «Туризм» ПАО Сбербанк: «Выставка MITT – интеллектуальное шоу в туризме. Термин "многолетнее сотрудничество" для нас особенно важен, так как с 1841 года мы находимся рядом. Наш приз отражает следующую идею: насколько хорошо вы работаете, настолько хорошо стоит отдохнуть. Поэтому приз состоит из трех частей: это книга об уникальном культурном коде РФ, умное устройство с элементами ИИ и проживание в одном из наших курортов Мрия».

  • «Лучшее представление региона России» – Республика Дагестан

Номинацию вручила Масенко Мария Николаевна, руководитель направления Центра отраслевой экспертизы «Туризм» ПАО Сбербанк.

Рады представить призеров и победителей в конкурсе «Лучший видеоролик регионов России 2025»:

  • 1 место - Удмуртия
  • 2 место - Хабаровский край
  • 3 место - Сахалинская область

Также на мероприятии были вручены призы самым активным участникам бизнес-сообщества MITT Connect:

  • Донинтурфлот
  • «Невские сезоны»
  • MICE Excellence

Спонсоры и партнёры: Сбер (Титульный партнёр), ГК Мантера (Генеральный партнёр деловой программы), Travelline (Партнёр раздела Travel Tech), Островок (Партнёр деловой программы), Мончегорск (Партнёр деловой программы), Республика Алтай (Горный партнёр), Севастополь (Партнёр пленарной сессии), Тбау (Партнёр питьевой воды), Чувашия (Регион-партнёр пленарной сессии) и другие.

Экспертная сессия «Секреты успеха в экскурсионном деле. От фриланса к бизнесу»

Сессия состоялась в конференц-зале «Фигурин». Спикеры обсудили, как масштабировать свою деятельность, создавать устойчивый турпродукт и эффективно управлять им – будь то городские экскурсии, активные туры или многодневные экспедиции.

Точки роста для представителей отрасли, по мнению спикеров:

  • В 150 городах России нет групповых экскурсий
  • Развитие форматов: экотуризм, фотопрогулки, экскурсии для детей, промышленный туризм, активности-перезагрузки, водные прогулки
  • Расширение команды гидов
  • Разработка новых предложений

С чего стоит начать, согласно выступлениям спикеров:

  • Анализ витрины
  • Поиск ниш, где можно что-то создать
  • Лучшая цена на рынке
  • Оформление профиля
  • Описание экскурсии
  • Запоминающиеся моменты
  • Рассказ о себе

Также эксперты отметили: важно смотреть на нишу глазами путешественника, оперативно отвечать на заказы, следить за статистикой, вести календарь, работать с отзывами, а также назначать гибкую цену в зависимости от спроса. Отдельно были представлены рекомендации для гидов и организаторов экскурсий:

  1. Глубокие знания гида и горячий интерес к своей теме
  2. Желание поделиться своими открытиями
  3. Понимание своей цели как гида
  4. Умение структурированно донести до путешественника ключевые идеи экскурсии
  5. Личное отношение и интерес к путешественнику
  6. Вау-эффект, вдохновлённость путешественника, личные открытия
  7. Придумать новые виды экскурсий, расширить ряд охватываемых экскурсиями тем
  8. Привлечь к экскурсиям новую аудиторию, увеличить вау-эффект и «сарафан», увеличить охват деятельности
  9. С помощью новых средств и приемов более эффективно выполнять стоящие цели: познавательно-рекреационную, образовательно-мировоззренческую, морально-патриотическую, коммуникативную.

Дискуссионная сессия «Апарт-отели: изменения, тренды, сложности и ожидания»

Сессию провела Тамара Черных, к.э.н., генеральный директор UPRO GROUP.

Ключевыми вопросами к обсуждению стали законодательные изменения, определение финансово-юридической структуры проекта, создание высокорентабельного проекта, ожидания множественных собственников и формат курортных апартаментов.

Приводим важные тезисы спикеров:

  • Сегодня в российских городах слабо развит формат для заселения семей с детьми.
  • Одно из различий гостиниц и апарт-отелей – при наличии в одном и другом формате критического размера объекта (200–300 номеров) апартаменты можно разместить на 1 Га. Формат удобен маленьким размером юнита, что физически легче «упаковать» на территории. Это выгодно для большого количества жилищных девелоперов, так как внутренняя экономика больше похожа на жилой проект.
  • Перевес в сервисных апартаментах объясняется в России особенностями рынка, отличными от ОАЭ и других рынков.
  • Отличие курортных апартаментов от обычных в том, что в первом формате важен баланс площадей. Девелоперу нужно продать юниты, но при этом обеспечить в них высококачественный сервис, который устроит гостя и в будущем сыграет девелоперу на руку.
  • Сегодня девелоперы жилищных комплексов все чаще обращаются в управляющие компании на стадии проектирования, чтобы совместно формировать продукт, которым можно управлять и который можно эксплуатировать.

Команда MITT благодарит гостей, участников и партнёров выставки за вклад в организацию и проведение центрального события отрасли туризма и гостеприимства. До встречи 12-14 марта 2026 года!

Ждём вас на 32-й Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства MITT 2026!