Конференция MITT Digital: тезисы экспертов, свежая статистика отрасли и прогнозы сообщества

MITT Digital – конференция MITT, посвященная вопросам развития бизнеса в туризме и гостеприимстве с использованием ИТ-технологий

В рамках деловой программы выставки MITT 2025 состоялась конференция по ИТ технологиям в индустрии туризма «MITT Цифровой туризм». Конференция организована Российским союзом туриндустрии и сообществом Travel Startups при поддержке конференции ТревелХаб.

Программа конференции состояла из нескольких сессий и панельных дискуссий, в рамках которых приглашенные эксперты осветили актуальные вопросы цифрового туризма.

Первая сессия была посвящена тенденциям и состоянию рынка туризма. Спикеры обсудили тренды и аналитику в туристической индустрии в 2025 г.

Так, генеральный директор РЖД-Цифровые пассажирские решения Евгения Чухнова отметила, что поколения миллениалов и зумеров меняют тревел-индустрию. Миллениалы и зумеры, согласно статистике, сегодня путешествуют чаще других поколений.

Вот, что рассказала Евгения о том, как сейчас путешествует ЖД пассажир из разных поколений:

  • Беби-бумеры (17%): больше путешествуют женщины (~ на 20%)
  • Поколение Х (30%): незначительно больше путешествуют мужчины (~ на 6%), за исключением летнего периода.
  • Поколение Y (34%): больше путешествуют мужчины (~ на 17%)
  • Поколение Z (19%): больше путешествуют женщины (~ на 4%).

По словам эксперта, мультимодальность и экосистемность – мировой тренд на рынке туризма. Директор аналитического центра Profi.travel Надежда Эбель поделилась информацией о том, какие тенденции наблюдаются в российском турбизнесе в 2025 г.

Приводя статистику, спикер подчеркнула, что в планах турагентов на лето Россия уступила первенство массовым пляжным курортам. Год назад Россия была на втором месте. В настоящее время Россия уступила место Турции, ОАЭ и Египту. Еще значительно вырос спрос на путешествия в Китай. Среди трендов 2025 года были выделены:

  1. На фоне расширения ассортимента зарубежных направлений в турагентствах растет доля продаж по России (37% турагентств).
  2. В большинстве турагентств смещаются клиентские сегменты. В основном – в сторону роста чека.
  3. В два раза меньше турагентств в этом году говорят о том, что туристы стали реже ездить на отдых. Среди изменений в спросе туристов – люди чаще интересуются новыми и необычными направлениями (+11%).
  4. В поисках путей расширения ассортимента: турагенты все больше работают с DMC, в том числе за рубежом (рост x2 к прошлому году).
  5. Ключевые факторы для сотрудничества по-прежнему – нефинансовые. На первое место вышла история с оперативной поддержкой и реакцией на вопросы (30%).
  6. Самостоятельное бронирование по-прежнему остается проблемой для участников турагентского рынка. 36% считают это серьёзной проблемой.
  7. Конкуренция с агрегаторами беспокоит 70% турагентств.
  8. В то же время, 70% турагентов используют агрегаторы, бронируя услуги для туристов.
  9. Большинство работают с агрегаторами, у которых есть b2b отделы и специальные условия для партнеров-турагентов (59%).

«Мы видим, что с 2021 по 2024 аудитория пользователей, совершающих ежемесячно онлайн покупки, выросла в 2 раза. И если посмотреть на всех наших пользователей, мы понимаем, что человек в первую очередь идет на ту площадку, которую он знает и к которой привык. Все равно есть паттерн «доверяй, но проверяй», – добавила коммерческий директор Ozon Travel Мария Колесниченко.

На вопрос о том, как же все-таки ведут себя потребители, Мария ответила, что:

  • Люди используют 1-2 площадки для покупок,
  • Растет спрос на категории товаров с высоким ценником, но траты совершаются более обдуманно,
  • Персонализация и качественные рекомендации повышают конверсию,
  • Рост спроса на качественный контент и видео-контент
  • Ключевые факторы помимо цены – широта ассортимента, полная и актуальная информация о товаре, юзабилити сервиса.

Панельная дискуссия «Перспективы развития турагентского бизнеса в 2025 г»

В рамках второй сессии состоялась панельная дискуссия «Перспективы развития турагентского бизнеса в 2025 г».

Спикеры обсудили вопросы:

  1. Какова реальная ситуация на рынке турагентств и как он трансформируется в текущих условиях?
  2. Как турагентствам сохранить конкурентоспособность в условиях давления экосистем и онлайн-платформ?
  3. Какую роль играет персональный бренд менеджера в успехе современного турагентства?
  4. Каков потенциал премиального сегмента на рынке туризма и как эффективно работать с премиум-клиентами?
  5. Как изменился портрет современного туриста и его потребности за последние годы?

Исполнительный директор туроператорского направления Travelata.ru Алексей Пустовалов ответил на вопрос как сформулировать основной запрос и потребность турагентов как их закрывать: «Мы сделали сначала динамические пакеты у себя на сайте, увидели высокие спрос. И мы решили, раз есть спрос, надо дать им этот продукт. Все начинается с того, что это более широкий ассортимент. Мы, как технологический оператор, делаем широкий обзор всего контента на рынке, находим какие-то интересные предложения, в целом что-то эксклюзивное. И так этот продукт пользуется спросом – и во франчайзинге, и в независимой рознице. У наших динамических пакетов подтверждаемость 95%».

Директор по развитию в холдинге «Русский Экспресс», CEO тревел-школы SEQUOIA «Русский Экспресс» Дарья Лосева: «Вопрос о том, какое количество агентов присутствует на рынке, интересует нас давно. Мы предполагаем, что их около 20 тысяч. С нами в прошлом году работали 12 тысяч агентов. У нас нет франчайзинга, но есть бонусная программа «Драгоценные агенты», чистота продаж высокая, высокий чек, мы работаем над тем, чтобы лояльность увеличивалась. И действительно, агентам не хватает обучения. Есть серьезная потребность обучать бизнес скиллам. За прошедший год мы обучили 500 агентов, и сейчас видим, что порядка 30% приходят к нам по сарафанному радио. У нас разная целевая аудитория, в прошлом году у нас были четыре программы. Самая популярная программа «Тяжелый люкс», она ориентирована на собственников и соло-предпринимателей. Есть программы и для новичков».

О том, как турагенту выживать среди существующих сложностей добавила коммерческий директор Ozon Travel Мария Колесниченко: «Когда мы говорим с вами про цену, которую мы даем конечному пользователю, то эта цена из чего-то формируется. Когда вы посчитаете, сколько денег тратите, вы задумаетесь о том, как же еще и скидку дать этому конкретному клиенту. Чтобы раздавать скидки – должен появиться эффект экономии. Поэтому, когда мы начинаем здесь говорить про экосистемы, они становятся уже не такими страшными. Мы можем делать продвижение бизнеса проще. Поэтому я предлагаю воспринимать экосистему не как конкурента».

«Что же касается сложности выхода на рынок люкс-сегмента, то здесь агент должен обладать нужными компетенциями. С нами работает много агентов в сфере люкс, это агенты, которые обладают высоким уровнем экспертизы и насмотренности. Там все не так просто, как в пакетных турах», – отметила Дарья Лосева.

Генеральный директор FUN&SUN Владимир Рубцов также прокомментировал особенности работы в люкс-сегменте: «Если у тебя нет отстроенной инфраструктуры и правильных контактов, потому что на каждом этапе существуют партнеры, то ты не сможешь решить проблему клиента. Если ты не решишь проблему клиента – ты потерял свой люкс, и этот клиент к тебе уже не вернется. Туроператоры, которые могут в моменте решать все эти проблемы, смогут существовать в этом сегменте. Это совсем недешево, чтобы обеспечить контроль за всеми процессами».

Сессия «Цифровизация в гостиничном бизнесе: оптимизация процессов и повышение доходов»

Также состоялась сессия «Цифровизация в гостиничном бизнесе: оптимизация процессов и повышение доходов».

Руководитель разработки инструментов по работе с гостями TravelLine Юрий Костин поделился советами, как выбрать ОТА, в которых размещаться:

  • Подключайте больше ОТА, и будьте уверены, что гость найдет вас;
  • Работайте с топ-7 каналами, и используйте агрегаторы, чтобы не плодить договоры;
  • Смотрите на портрет гостя с канала. Если он вам не подходит, не используйте этот канал;
  • Ищите данные. Это может быть как дашборд и информация в личном кабинете TravelLine, так и другие открытые источники;
  • Управляйте доступностью в каналах продаж;
  • Изучайте аудиторию гостей с ОТА (семейные, деловые в одиночку, молодежные с друзьями, приключенческие в одиночку, культурные в одиночку/с партнером);
  • Следите за оценкой отеля. По данным исследования Booking.com (это средние данные, которые могут варьироваться в зависимости от конкретных условий).

«ОТА поможет найти гостя, а сайт поможет его выгодно вернуть», – подытожил Юрий.

О цифровизации как инструменте развития российских гостиничных брендов рассказал директор по развитию TeamJet Тимофей Крышка.

По мнению спикера, основные барьеры на пути к эффективности это:

  1. Несогласованность в работе команды
  2. Нехватка опытных специалистов и времени на их обучение
  3. Высокая текучесть кадров при ограниченных возможностях обучения
  4. Длительное время обработки запросов гостей, что отражается на их удовлетворенности и отзывах

Он выделил несколько цифровых технологий, которые могут помочь отелям оставаться конкурентоспособными:

  • Система для управления персоналом – единое пространство для обмена информацией и контроля задач, позволяющее оперативно принимать решения «на ходу».
  • Чек-листы и стандарты – 47% гостей разочарованы, если их запросы не выполняются в течение 10 минут.
  • Аналитика и обработка данных – цифры, которые работают на вас, так как анализ данных помогает управлять загрузкой и влиять на доходность.

Спонсоры и партнёры: Сбер (Титульный партнёр), ГК Мантера (Генеральный партнёр деловой программы), Travelline (Партнёр раздела Travel Tech), Островок (Партнёр деловой программы), Мончегорск (Партнёр деловой программы), Республика Алтай (Горный партнёр), Севастополь (Партнёр пленарной сессии), Тбау (Партнёр питьевой воды), Чувашия (Регион-партнёр пленарной сессии) и другие.

MITT 2025, Москва
MITT 2025, деловая программа
MITT Digital

Ждём вас на центральном событии туристической отрасли и индустрии гостеприимства MITT в МВЦ «Крокус Экспо»! Успейте получить бесплатный билет по промокоду
mittNEWS