Обзор рынка автомототуризма и караванинга
Российский рынок автотуризма и караванинга динамично развивается на фоне роста популярности внутреннего туризма
За последние 5 лет отечественный рынок автомототуризма и караванинга существенно трансформировался. Если раньше автомобиль рассматривался в основном как средство доставки, то в наши дни растет популярность автодомов и караванов. Далее расскажем о текущей ситуации и перспективах российского рынка автомототуризма и караванинга.
Основные показатели российского рынка автомобильного туризма
Для понимания масштабов российского рынка автомототуризма и караванинга приведем несколько цифр, позволяющие оценить его текущее состояние. Аналитики портала RV Land посчитали, что в России по состоянию на август 2024 г. насчитывалось более 29,5 тыс. владельцев домов на колесах. В прокат автодом или караван можно взять в 104 компаниях. Производством подобной техники занимаются 99 российских организаций. В среднем мини-караван обойдется в 669,6 тыс. рублей, автодом – в 3 млн рублей. Путешественники на автомобилях и мотоциклах могут разместиться в 429 кемпингах и 293 глэмпингах.
Тренды и перспективы
Ожидается, что к 2030 году число автомотопутешественников вырастет вдвое: с текущих 22 млн до 44 млн человек. На фоне роста популярности внутреннего туризма производители и представители экспертного сообщества видят увеличение интереса к автодомам и караванам. Так, по данным опроса Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга, 77% автопутешественников готовы приобрести автодом при условии доступной стоимости. Востребованность такого формата путешествий была отмечена, в частности, руководителем управления развития продаж ГК «Современные транспортные технологии» Натальей Плетниковой на экспертной сессии «Автотуризм и караванинг: возможности развития для туристического бизнеса и экономики регионов», состоявшейся на MITT 2024.
Интересен и портрет автомотопутешественников. Эксперты Центра компетенций Сбера по исследованию клиентского опыта отмечают, что целевая аудитория такого формата путешествий широка: в нее входит как предпочитающая активный отдых молодежь, так и стремящиеся к уединению и комфорту представители более зрелых поколений.
Важный тренд российского рынка автомототуризма и караванинга последних лет – выход на него отечественных игроков, готовых предложить конкурентоспособные решения. Если 10 лет назад те же автодома поставлялись в основном из Европы, причем нередко с большими пробегами и со значительным износом, то в наши дни на рынке появились варианты автодомов и караванов от российских компаний. Стоит отметить и широкий ассортимент предложений. Например, в линейке продукции ГК «Современные транспортные технологии» представлены автодома на базе автомобиля ГАЗель и подходящие для путешествий микроавтобусы Соболь. Другой производитель, коломенский производитель «Автокемпер Пром» выпускает автодома на базе пикапов ВИС (на шасси Лада Гранта и Лада Нива) и УАЗ Патриот, мини-караваны различного размера (на 2, 3 и 4 спальных места), а также жилые модули для установки в кузов пикапов (Volkswagen Amarok, Ram, Mitsubishi).
Нельзя не отметить и роль государства. Так, в апреле 2024 г. Правительством Российской Федерации была принята разработанная с учетом мнения отраслевого сообщества Концепция развития автомобильного туризма до 2035 г. Она включает в себя комплекс мероприятий по следующим направлениям:
- создание инфраструктуры для путешествующих на автомобилях или мотоциклах;
- обеспечение комфорта и безопасности для автотуристов;
- повышение доступности для автопутешественников различных туристических объектов;
- повышение качества сервиса (в том числе дорожного);
- разработка и запуск интерактивной карты со специально подобранными для автопутешественников маршрутами.
Безусловно, в рамках концепции будут проработаны и новые меры поддержки. К ним относятся льготные кредиты, упрощенный порядок получения земельных участков и подключения к сетям коммунальной инфраструктуры.
Активно развивается инфраструктура. С 2020 года при помощи государства (за счет субсидий и льготных кредитов) от государства создаются площадки для отдыха караванеров со всеми необходимыми коммуникациями, новые глэмпинги. Более того, в текущем году Роскачество выпустит систему добровольной классификации кемпингов, состоящая из 25 основных и 40 дополнительных критериев.
Стоит отметить и развитие профильных сообществ. Например, уже более 7 лет действует Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга. Она принимала активное участие в разработке Концепции развития автомобильного туризма до 2035 г. Сейчас ассоциация совместно с Российским союзом туриндустрии и бизнесом реализует проект цифровой платформы для автопутешествий.
Выставка MITT – шанс заявить о себе
Бурный рост популярности автопутешествий повлек за собой увеличение востребованности караванов и автодомов. Поэтому сейчас, на фоне динамичного развития внутреннего туризма, производители такой техники имеют отличные шансы занять перспективные ниши рынка. И отличная возможность заявить о себе и продемонстрировать свою продукцию – участие в Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства MITT.
В 2024 г. выставку посетило 16 120 специалистов из 83 регионов РФ и 59 стран мира. Стоит отметить, что 30% гостей представляли компании, занимающиеся внутренним туризмом, а 44% - и внутренним, и выездным. Нельзя не отметить и представительность состава участников: 64% посетителей занимают руководящие позиции, а 94% влияют на принятие решений о закупках. Большинство (78%) гостей выставки посещают ее для поиска конкретных решений и новых партнеров.
Посвященный автомототуризму и караванингу раздел выставки впервые появился на MITT 2024. Им интересовались 14% посетителей. В 2025 году ожидается увеличения данного показателя, особенно с учетом принятых государством решений по развитию внутреннего туризма.