Мобильные дома и глэмпинги: новости, статистика и перспективы сектора
За последние годы популярность мобильных домов и глэмпингов выросла в несколько раз
Бурное развитие отечественной туристической отрасли привело к увеличению востребованности не только традиционных (отели, гостиницы, санатории, дома отдыха) мест размещения, но и новых форматов. К ним в полной мере относятся мобильные дома и глэмпинги. Далее расскажем о текущих тенденциях и перспективах развития данного раздела.
Что происходит сегодня
По подсчетам Ассоциации глэмпингов, входящей в Российский союз туриндустрии, на начало 2024 года в России насчитывается порядка 550 глэмпингов. Из них 66% процентов предназначены для круглогодичного проживания, остальные принимают гостей с весны по осень. Лидирующие позиции по количеству глэмпингов занимают Московская область (56 объектов), Краснодарский край (41 объект), Татарстан (22 объекта). Особенность российского рынка глэмпингов – это скорее несетевой бизнес. Президент Ассоциации глэмпингов Жанна Кира считает, что дело в индивидуальности каждого проекта и сложностях масштабирования его на другие регионы.
Объем российского рынка мобильных домов оценить непросто из-за отсутствия единых подходов к типологии таких зданий. Вместе с тем стоит отметить растущую популярность таких решений, в том числе за счет активного развития локальных мест размещения, а также мер государственной поддержки. Так, количество компаний, производящих мобильные дома, к началу 2024 года достигло 500.
Нельзя не сказать, что реализация проектов, предусматривающих размещение гостей в глэмпингах и мобильных домах, представляет собой довольно привлекательный бизнес. Почему?
Во-первых, порог входа в него существенно ниже, чем в проект загородного отеля или коттеджного поселка. Затраты на возведение глэмпингов или мобильных домов за счет отсутствия необходимости обустройства дорогостоящего фундамента будут ниже, чем на строительство обычного дома или, тем более, гостиничного корпуса. Меньше времени займет и стройка: если отельный корпус строится год-два (в зависимости от параметров), то глэмпинг может быть возведен за считанные недели. Кроме того, обслуживать одноэтажные здания проще и дешевле.
Во-вторых, данный вид размещения востребован у туристов. В летние месяцы загрузка расположенных в привлекательных локациях глэмпингов и баз отдыха с мобильными домами превышает 90%. Основная целевая аудитория таких объектов – люди в возрасте от 23 до 45 лет, стремящиеся сменить обстановку и максимально дистанцироваться от городской суеты и стресса.
В-третьих, подобные проекты быстрее окупятся. Средний срок окупаемости проектов глэмпингов – 5-6 лет (а у некоторых – и вовсе 3 года), тогда как у загородного отеля – 12-15 лет. Стоит отметить и более высокий средний чек в глэмпингах – около 8-10 тыс. рублей за ночь.
Безусловно, важную роль в динамичном развитии сектора сыграли меры государственной поддержки. К ним относятся субсидии и гранты федерального и регионального уровня, упрощенный порядок предоставления участков, налоговые льготы, подведение дорог, маркетинг. Так, если в 2022 году на строительство модульных отелей было выделено 4 млрд рублей субсидий, то в 2023-2024 годах – уже 10 млрд рублей. В тройку лидеров по объему субсидирования данных проектов вошли Башкортостан, Северная Осетия – Алания и Кабардино-Балкария: 418,4 млн рублей, 332,5 млн рублей и 283,8 млн рублей соответственно.
Перспективы и вызовы
Ожидается, что число глэмпингов в России к концу 2024 года составит порядка 700. При этом оптимистичный прогноз предполагает, что их количество увеличится до 1 тыс.
Вместе с тем требуется решить еще немало задач. Так, 1 января 2024 года завершилос ь действие Предварительного национального стандарта, в котором было дано определение глэмпинга. Сейчас в действующих ГОСТ содержатся равнозначные требования как к кемпингам, так к глэмпингам, что не совсем корректно из-за существенных различий в формате данных объектов. Соответственно, требуется нормативно закрепить понятие глэмпинга.
Второй немаловажный вопрос – введение классификации глэмпингов. Экспертное сообщество в целом поддерживает данный шаг. Так, по словам основателя глэмпинга «Точка Немо» Нины Синицыной, классификация глэмпингов поможет сформировать стандарт наполнения таких объектов. Сейчас же существует значительный разброс представлений, какая инфраструктура должна быть в глэмпинге и какие услуги должны предоставляться. Кроме того, уровень сервиса некоторых участников рынка дискредитирует саму идею глэмпингов, что отражается на их восприятии у целевой аудитории.
Третий фактор – формирование единых подходов к предоставлению земельных участков и присоединению данных объектов к сетям инженерной инфраструктуры. В разных регионах власти по-разному подходят к решению данных вопросов, что формирует диспропорцию в развитии глэмпингов.
Участие в выставке MITT 2025 – шанс для игроков рынка заявить о себе
Растущая популярность глэмпингов и мобильных домов открывает перед представителями рынка новые возможности. И участие в Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства MITT позволит воспользоваться ими, а кроме того, решить ключевую бизнес-задачу – найти новых клиентов и партнеров. Например, операторы глэмпингов могут найти подрядчиков для строительства объектов. Тем более, выставка востребована у отраслевых специалистов: в 2024 году ее гостями стали 16 120 человек из 83 регионов России и 59 стран мира. Стоит отметить, что 23% из них интересовались глэмпингами и мобильными домами.
Среди участников данного сектора на MITT 2023 и 2024: ENJOY by Fantalis, Freedom, КуполХолл, New Age, Horizon, Monza, Arch.Bro, Ecetera, WinWin House, Гнездом, Vazuza, Гефест, Тут удобно, Купол 365, Конаково Отель, Менеджмент, Visione 1, Скадтех, Парк Слонов, Арт Хаус, Парклеты, Вольферда, Лотос Дом, РТ Комм, Премодуль, EcoWood, LS Camp, Kravt, Master Module, Вебер, Смарт сити и другие компании.