Оздоровительный и медицинский туризм в России: эпоха возрождения для сектора
Рассказываем об основных тенденциях и перспективах рынка, показывающего бурный рост
До недавнего времени санатории и профилактории в нашей стране ассоциировались с невысоким уровнем сервиса и низкой комфортностью проживания. Однако за по следние годы медицинский туризм совершил серьезный рывок в своем развитии. Рассказываем об основных тенденциях и перспективах сектора.
Текущая ситуация и перспективы
За последние три года российский рынок медицинского туризма перешел из стадии стагнации в стадию бурного роста. Свою роль в этом процессе сыграли пандемия коронавируса и геополитические факторы, из-за которых существенно усложнилось перемещение между государствами. Поэтому вместо традиционных маршрутов для медицинского туризма (Германия, Чехия, Израиль) многие отдыхающие обратили внимание на внутрироссийские варианты. Это стимулировало отечественных операторов медицинского туризма вкладываться в развитие инфраструктуры и сервиса.
Популярность медицинского туризма подчеркивается и ростом загрузки санаториев. По данным Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, в первом полугодии 2023 года данный показатель в среднем по России вырос на 10%, некоторые регионы показали более существенный рост: например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области загрузка санаториев увеличилась на 49%.
В медицинском туризме менее значительным стал фактор сезонности. Ряд санаторных локаций (Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, Алтай, Валдай) отличаются высокой загруженностью на протяжении всего года, без осенне-зимнего спада.
Целевую аудиторию санаториев можно разделить на две большие группы: частные и корпоративные клиенты. К последним также можно отнести пенсионеров и другие льготные категории населения, которым положены бесплатные путевки или путевки со скидкой. Кроме того, ведомственные санатории активно посещают сотрудники государственных структур и крупных корпораций.
По данным страховой компании «Росгосстрах», опыт медицинского туризма есть у 38% респондентов. Причем 40% опрошенных побывали в санаториях один-два раза за последние три года, почти столько же (39%) ежегодно посещают санатории. Более половины (57%) респондентов посещали санатории для лечения хронических болезней (27%), реабилитации (21%), профилактики (19%).
Интересная тенденция в развитии медицинского туризма – региональная специализация. Например, в Минеральные воды, Анапу и Кисловодск едут лечить заболевания опорно-двигательного аппарата, в Дагестан (Гуниб) и в Новгородскую область – легочные заболевания, в Пятигорск, Ессентуки, Железноводск – желудочные. Кроме того, в столичном регионе, Алтайском и Ставропольском крае были созданы специальные санатории для реабилитации после COVID-19.
При сохранении текущего геополитического status quo внутренний медицинский туризм на горизонте 6-12 месяцев, как минимум, сохранит текущие темпы прироста. Этому способствует в том числе активное развитие инфраструктуры и сервиса.
Многое зависит и от мер поддержки со стороны государства. Безусловно, уже принят ряд норм (как федерального, так и регионального значения), благодаря которым стимулируется развитие медицинского туризма. К ним относятся различные гранты, субсидии, льготное предоставление земельных участков, оптимизация налогообложения. Однако участники рынка отмечают несколько направлений мер поддержки, которые были бы востребованы отраслью. Первое – обнуление налогов на прибыль для санаториев за счет приравнивания их к медицинским организациям. Второе – расширение возм ожностей для льготного кредитования. Третье – дальнейшая цифровизация отрасли.
MITT как идеальная площадка для продвижения
В условиях растущего рынка медицинского туризма особенно ценны налаженные партнерские связи, а также узнаваемость и продвижение бренда. Решить все эти задачи позволит участие в юбилейной выставке MITT 2024, которая проходит уже 29 лет.
Раздел выставки «Оздоровительный и медицинский туризм» стабильно востребован у посетителей. В этом году им интересовались 18% уникальных гостей MITT. Возможностями сотрудничества с оздоровительными учреждениями на выставке активно интересуются туроператоры (их доля – 24% от общего числа посетителей) и турагенты (15%).
Партнер раздела «Оздоровительный и медицинский туризм» выставки MITT 2024 – Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, объединяющая лидеров отрасли. «Российский оздоровительный туризм переживает эпоху возрождения. Отрадно, что именно МIТТ стала одной из первых площадок, где современные здравницы России не только представляют свои возможности, но и рассказывают о но вых трендах, – отмечает председатель Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Елена Трубникова. – Мы рады, что среди участников МIТТ – лучшие санатории России, лидеры отрасли, регулярно входящие в федеральный рейтинг инвестпривлекательности «ТОП-100 российских здравниц».
Продемонстрировать потенциальным клиентам свои предложения в сфере оздоровительного и медицинского туризма игроки рынка могут в рамках 30-й Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT 2024.