Оздоровительный и медицинский туризм в России: эпоха возрождения для сектора

Рассказываем об основных тенденциях и перспективах рынка, показывающего бурный рост
До н едавнего времени санатории и профилактории в нашей стране ассоциировались с невысоким уровнем сервиса и низкой комфортностью проживания. Однако за последние годы медицинский туризм совершил серьезный рывок в своем развитии. Рассказываем об основных тенденциях и перспективах сектора.
Текущая ситуация и перспективы
За последние три года российский рынок медицинского туризма перешел из стадии стагнации в стадию бурного роста. Свою роль в этом процессе сыграли пандемия коронавируса и геополитические факторы, из-за которых существенно усложнилось перемещение между государствами. Поэтому вместо традиционных маршрутов для медицинского туризма (Германия, Чехия, Израиль) многие отдыхающие обратили внимание на внутрироссийские варианты. Это стимулировало отечественных операторов медицинского туризма вкладываться в развитие инфраструктуры и сервиса.
Популярность медицинского туризма подчеркивается и ростом загрузки санаториев. По данным Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, в первом полугодии 2023 года данный показатель в среднем по России вырос на 10%, некоторые регионы показали более существенный рост: например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области загрузка санаториев увеличилась на 49%.
В медицинском туризме менее значительным стал фактор сезонности. Ряд санаторных локаций (Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, Алтай, Валдай) отличаются высокой загруженностью на протяжении всего года, без осенне-зимнего спада.
Целевую аудиторию санаториев можно разделить на две большие группы: частные и корпоративные клиенты. К последним также можно отнести пенсионеров и другие льготные категории населения, которым положены бесплатные путевки или путевки со скидкой. Кроме того, ведомственные санатории активно посещают сотрудники государственных структур и крупных корпораций.
По данным страховой компании «Росгосстрах», опыт медицинского туризма есть у 38% респондентов. Причем 40% опрошенных побывали в санаториях один-два раза за последние три года, почти столько же (39%) ежегодно посещают санатории. Более половины (57%) респондентов посещали санатории для лечения хронических болезней (27%), реабилитации (21%), профилактики (19%).
Интересная тенденция в развитии медицинского туризма – региональная специализация. Например, в Минеральные воды, Анапу и Кисловодск едут лечить заболевания опорно-двигательного аппарата, в Дагестан (Гуниб) и в Новгородскую область – легочные заболевания, в Пятигорск, Ессентуки, Железноводск – желудочные. Кроме того, в столичном регионе, Алтайском и Ставропольском крае были созданы специальные санатории для реабилитации после COVID-19.
При сохранении текущего геополитического status quo внутренний медицинский туризм на горизонте 6-12 месяцев, как минимум, сохранит текущие темпы прироста. Этому способствует в том числе активное развитие инфраструктуры и сервиса.
Многое зависит и от мер поддержки со стороны государства. Безусловно, уже принят ряд норм (как федерального, так и регионального значения), благодаря которым стимулируется развитие медицинского туризма. К ним относятся различные гранты, субсидии, льготное предоставление земельных участков, оптимизация налогообложения. Однако участники рынка отмечают несколько направлений мер поддержки, которые были бы востребованы отраслью. Первое – обнуление налогов на прибыль для санаториев за счет приравнивания их к медицинским организациям. Второе – расширение возможностей для льготного кредитования. Третье – дальнейшая цифровизация отрасли.
MITT как идеальная площадка для продвижения
В условиях растущего рынка медицинского туризма особенно ценны налаженные партнерские связи, а также узнаваемость и продвижение бренда. Решить все эти задачи позволит участие в юбилейной выставке MITT 2024, которая проходит уже 29 лет.
Раздел выставки «Оздоровительный и медицинский туризм» стабильно востребован у посетителей. В этом году им интересовались 18% уникальных гостей MITT. Возможностями сотрудничества с оздоровительными учреждениями на выставке активно интересуются туроператоры (их доля – 24% от общего числа посетителей) и турагенты (15%).
Партнер раздела «Оздоровительный и медицинский туризм» выставки MITT 2024 – Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, объединяющая лидеров отрасли. «Российский оздоровительный туризм переживает эпоху возрождения. От радно, что именно МIТТ стала одной из первых площадок, где современные здравницы России не только представляют свои возможности, но и рассказывают о новых трендах, – отмечает председатель Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Елена Трубникова. – Мы рады, что среди участников МIТТ – лучшие санатории России, лидеры отрасли, регулярно входящие в федеральный рейтинг инвестпривлекательности «ТОП-100 российских здравниц».
Продемонстрировать потенциальным клиентам свои предложения в сфере оздоровительного и медицинского туризма игроки рынка могут в рамках 30-й Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT 2024.


