Как глобальные тренды влияют на российский турбизнес
Роман Еремян – о плюсах, минусах и перспективах российского туризма в текущем макроэкономическом климате
Второй день деловой программы выставки MITT 2022 стартовал с визионерской сессии «Турбизнес в России. Как изменится рынок под влиянием глобальных трендов». Спикер сессии – Роман Еремян, председатель правления Indigo Development Inc., вице-президент, руководитель Центра Стратегических Разработок Союза Туризма и Гостеприимства России, председатель экспертного совета Московского комитета по гостиничному бизнесу «Деловой России».
В ходе часовой речи Роман представил глубокий и подробный анализ сегодняшней макроэкономической ситуации, ее влияния на туристический рынок страны, а также поделился прогнозами и профессиональными рекомендациями для его участников.
Текущая ситуация в целом похожа на период пандемии, когда оказались разорваны цепочки поставок и закрыты границы, что застало мировую экономику врасплох. Неизвестность заставляет рынок паниковать, однако глобальную экономику можно сравнить с системой сотен сообщающихся сосудов, которые нельзя изолировать друг от друга без всеобщих последствий. В связи с этим вариант полной экономической блокады России, по мнению спикера, кажется нереалистичным.
Нельзя однозначно сказать, что внутренний туризм переживает взлет или падение. Некоторые регионы, такие как Москва и Петербург, показали значительный спад по сравнению с 2019 годом, однако Сочи и Краснодар выросли более чем на 40%. Туризм нужно рассматривать как ядро развития городов, туристическая инфраструктура должна быть интегрирована с городской для взаимного и эффективного функционирования. С точки зрения поддержки экономики спикер считает удачным пример Китая – выделение ряда отдельных друг от друга выплат на различные цели, которые помогли минимизировать инфляцию в условиях массовой раздачи средств.
Туризм может стать одной из основных сфер экономики и, как бы громко это ни звучало, в какой-то степени заменить нефть. Отток финансов через туристов в 2019 году составил 36 миллиардов долларов – практически треть доходов от нефтяной сферы, которые можно было бы получить при иной финансовой системе. Также туристическая отрасль может сделать большой вклад в строительство инфраструктуры и жилых объектов.
Россия занимает 12 место по количеству туристов, но 84 – по доходам от них. Средний доход по миру от гостиничного номера в 2019 году составлял 85 долларов, в России – 23. Это позволяет сказать, что количество туристов достигается в ущерб их качеству, и туристическая отрасль теряет немало возможных доходов. Рентабельность бизнеса и фискальная нагрузка на отрасль также находится в очень большом дисбалансе как в сравнении с другими областями российской экономики, так и в контексте других стран.
Российский туризм – во многом наследник СССР, где эта сфера преследовала социальные цели и не обязана была быть прибыльной. Западный туризм – неотъемлемая часть экономической жизни государства, что обуславливает разность в подходах. По словам Романа, многие проблемы отечественного туризма происходят из неспособности ставить корректный KPI.
Положительных изменений в отрасли можно добиться, обратившись, опять же, к опыту Китая: создание беспошлинных зон, избавление от непроизводственных издержек, реновация территорий. Возможности для создания и развития туристических территорий нужно искать там, где есть экономические и, главное, географические возможности для этого. Неотъемлемыми составляющими также будут являться культурные особенности, архитектура и дизайн, внедрение автоматизации для решения технических вопросов. Ключевое условие – ментальный перелом. Туризм должен осознать себя как крупную, многосоставную отрасль экономики, стоящую на равных с любой другой промышленностью.