Деловая программа Mitt 2022: итоги первого дня
Что ждет российский туризм в 2022 году? Эксперты обсудили состояние и перспективы индустрии
Деловая программа MITT 2022 стартовала аналитической сессией «Российский турист под санкциями. К чему готовиться отрасли?», модератором которой выступил ведущий телеканала «МИР», член Русского географического общества, депутат ЗакСобрания Красноярского края Денис Терехов.
В рамках данного мероприятия директор по маркетингу и коммуникациям исследовательской компании Ipsos Мила Новиченкова представила результаты актуального исследования потребительского мнения в сфере туризма. На данный момент по сравнению с прошлым годом вдвое уменьшилось число людей, планирующих выездные поездки. Упала и доля желающих путешествовать по России. Причиной такого спада многие указывают рост цен и политическую напряженность – эти факторы обогнали коронавирус ещё к началу марта. Самыми востребованными видами туризма сейчас являются пляжный отдых, экскурсии, посещение родных и походы, получившие особую популярность во время пандемии. Возможность путешествовать, по словам спикера, стала меньше восприниматься людьми как один из основных источников счастья, уступив место базовым потребностям и осознанности. Ключевой аудиторией, продолжающей выделять путешествия как важную составляющую жизни, являются молодые женщины в возрасте 18-25 лет.
Руководитель аналитического центра Profi.Travel Надежда Эбель дополнила представленные данные статистикой, собранной в период пандемии. По информации компании, клиенты стали проявлять больше доверия к турагентствам, ориентируясь на экспертный опыт и предоставляемые гарантии. Интереснее стал туристам и внутренний туризм: растет важность домашних и ближних рынков, однако до 90% локального туризма обеспечивают местные жители, которые отправляются в поездки по своим регионам. Ключевой точкой роста, по мнению эксперта, должны стать туристические коллаборации, предлагающие интересный и полезный досуг: экскурсии с экспертами, мастер-классы, детские активности, межрегиональные программы и сотрудничество с образовательными структурами.
Ожидания и прогнозы на ближайшее будущее обсудили эксперты, принявшие участие в пленарной сессии «Туризм новой реальности». Основной темой стали ключевые тренды и доступные шаги в условиях геополитической нестабильности.
Христофор Константиниди, председатель экспертного совета при Комитете ГД РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры, акцентировал внимание на том, что дальнейшая судьба отрасли напрямую зависит от ее участников и глобальных событий. Сегодня универсальных рецептов нет, нужно изучать ситуацию и искать пути выхода из нее. В текущей ситуации нельзя копировать ковидные меры и планы, необходимо менять тактику и стратегию по мере появления вызовов, прикладывать совместные усилия. Тенденции роста безработицы и инфляции окажут свое влияние, отрасль затронут и вопросы логистики, оплаты. Первый удар получили туроператоры въездного-выездного туризма. Одним из решений для них является переориентирование на внутренний рынок, но этого нельзя достичь моментально. Пострадал отельный сектор, ориентированный на въездной туризм и деловую активность. Важна совместная работа бизнеса и государства, чтобы компании выдержали санкционный удар с помощью согласованных решений. Спикер отметил, что все вопросы вероятных мер поддержки нужно обсуждать комплексно, задумываясь об их эффективности в рамках реальной экономики.
Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel. Политико-экономическая ситуация значительно усложнила возможности международного туризма как в плане открытых направлений, так и финансовых взаимоотношений между туристическими компаниями, их клиентами, банками и партнёрами. Другой вызов бросает ситуация с авиационным флотом, который в большинстве своем оказался зарубежными. Проблемы возникли с техническим обслуживанием самолетов и их программным обеспечением. Решением этих вопросов могут стать: переход на азиатские платежные системы, проведение транзакций через «третьи страны» и открытие российского неба для иностранных перевозчиков, которые смогут работать на территории РФ. Текущая ситуация может стать драйвером для прихода в Россию большего потока азиатских туристов и развития въездного и внутреннего туризма. Важным является поиск возможностей для того, чтобы удовлетворить новые потребности клиентов, включая вопросы получения валюты в долгосрочных поездках. По мнению эксперта, остановка деятельности – не в интересах отрасли, и текущий кризис скорее станет импульсом для развития новых возможностей, чем для краха индустрии.
В конференц-зале F состоялся круглый стол «Импортозамещение – что будут продавать агентства в этом сезоне». Модератором встречи выступил директор УК Слетать.ру Евгений Данилович.
Илья Уманский, генеральный директор Национального туристического оператора "Алеан", ответил на вопрос о влиянии ухода Booking.com на российский отельный рынок. В крупных региональных гостиницах доля сервиса была не так велика, как принято думать. Основной его вклад был заметен в мелком и частном секторе, поэтому пострадавшими от этого шага можно считать именно такие объекты.
По мнению Виктории Кизимовой, генерального директора Мой Агент, динамика рынка и изменение цен на билеты будет зависеть от того, будут ли российские авиакомпании переписывать на свой баланс находящиеся в лизинге иностранные самолеты, а также решать связанные с их технологической поддержкой вопросы. Окончание пандемии коронавируса и открытие азиатских направлений даст дополнительный стимул развития рынка и не даст ему зациклиться исключительно на внутреннем туризме, что негативно сказалось бы на локально й инфраструктуре из-за недостатка объектов размещения.
Владимир Рубцов, коммерческий директор TUI Россия, уверен, что все принятые и развиваемые концепции последних лет отрасль будет продолжать реализовывать, просто в более сжатые сроки. Еще во время острой фазы пандемии наметились направления и продукты для внутреннего туризма, востребованные у туристов, и сегодняшние события дают дополнительный стимул ими заниматься.
Дмитрий Малютин, генеральный директор Level.Travel, выделил важность сохранения зарубежных туристических рынков для балансировки цен на внутренний туризм. Без выездных возможностей цены на объекты размещения и туры внутри страны будут чрезмерно завышены, из-за чего отрасль рискует потерять своих локальных клиентов.
Центральной темой пленарной сессии «Фокус на Россию. Стратегия и тактика развития внутреннего туризма» стали текущие показатели локального рынка и возможности для их улучшения в текущих условиях. Мероприятие модерировала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Вице-президент АТОР, генеральный директор ТО Дельфин Сергей Ромашкин рассказал об итогах пандемии и перспективах развития. В 2020 отрасль упала на 30%, но в 2021 это падение было отыграно и общий объем даже вырос на 15%. Восстановились не все направления – выиграл пляжный отдых, но экскурсионные направления, такие как Москва и Санкт-Петербург, восстановиться не смогли. Сейчас по летнему сезону сильно ударила неопределенность в связи с подвешенным состоянием политики и экономики. Главными шагами сейчас является снятие оставшихся коронавирусных ограничений и решение транспортных и инфраструктурных проблем в туристических регионах страны.
Андрей Оберемок, генеральный директор СберАналитики, рассказали о роли больших данных в развитии отрасли. СберАналитика собирает большое количество анонимных и деперсонифицированных данных о денежных потоках в Российской Федерации, которые позволяют составить индекс внутреннего туризма. Лидерами по приросту туристического потока по сравнению с 2019 годом стали Ненецкий АО, Калининградская и Волгоградская области. Одним из представленных кейсов стало исследование турпотока в Югру, которое выяснило, что одной из главных причин поездок в регион является рыбалка. Спикер представил подробный разбор потребностей, целей поездки и трат туристов, посещающих горные регионы Домбай, Архыз и Шерегеш, а также пересечение их аудиторий с конкурентными направлениями. Такие данные помогают прорабатывать стратегию маркетинга, вводить новые продукты, менять форматы туристических предложений.
Не пропустите события второго дня MITT 2022!
Свою работу продолжит Форум лидеров туристической отрасли. Эксперты обсудят тенденции российского туризма под вилянием мировых факторов, законодательные аспекты работы индустрии, а также будущее отечественных турпродуктов.
MITT Академия предложит слушателям курс по эффективному маркетингу, охватывающий работу с базой клиентов, развитие личного бренда и продвижение в соцсетях.
Carthage Group, Novostar Hotels, Сбер, TravelLine и другие участники и партнёры выставки проведут свои мероприятия, где расскажут о деятельности, достижениях и планах компаний на туристический сезон 2022 года.
Полное расписание деловой программы MITT 2022